Сандро Фазини. Одесский, независимый
4 января 1893 в Киеве родился художник Сруль Арьевич Файнзильберг – Александр Арнольдович Файнзильберг – Сандро Фазини. Да, современники так о нем и говорили, что он уже родился художником. Впрочем, этим талантом были награждены и другие младшие братья и даже Илья Ильф, который впоследствии стал всемирно известным писателем.
Вскоре после рождения старшего сына семья переехала в Одессу, где прошли детсво, юность и молодость художника. Учеба в коммерческом училище незадалась, а вот художественные работы пятнадцатилетнего подростка с удовольствием печатали одесские издания. Его имя можно встретить в изданиях “Крокодил”, “Театр и кино”, “Южная неделя”. Он оформлял литературные альманахи “Авто в облаках”, “Шелковые фонари”, “Серебряные трубы”, “Чудо в пустыне”, “Седьмое покрывало” и другие. С 1917 года он член “Союза Независимых художников Одессы”. Фазини не просто был в центре бурлящей культурной жизни города, он ее творил, участвуя в выставках, вечерах и акциях.
По его активности можно изучать городскую топонимику начала двадцатого века в разделе “Литературные кафе города”, ведь помимо знаменитых ХЛАМА/Мебуса и Зеленой лампы, в Одессе тут и там возникали литературные объединения, члены которых собирались в кафе и кабаре. Вот объявление о вечере в молочном (!) кафе Ай-Лайф на Дерибасовский/Преображенской с участием и Фазини в том числе:
1. Челодерпроф будет помпезно читать что нибудь из себя.
2. Б.Бобович будет делать тоже самое, только вне себя.
3. Фазини благосклонно будет закусывать.
4. Юрий Олеша, большой любитель кофе с пирожками, будет есть оное и ничего за оное не платить. Это будет смертельно смешно.
5. Д. Штерлинг, согласно своему дарованию, будет ломать посуду и прочия человеческие ценности.
Вот такое “меню” предлагалось гостям вечера. А еще, Фазини вместе со своими товарищами оформлял эти кафе – расписывал стены, рисовал меню и афиши. Увы, все это осталось лишь в воспоминаниях современников художника и газетных заметках.
В 1922 году Фазини эмигрировал в Париж. Вернее, изначально он собирался в Америку. Но встретив на своем пути одесситку Азу Канторович, они, уже вдвоем, решают остаться в Париже и селятся на Монпарнасе на улице Дарю. Фазини много пишет, участвует в выставках и Салонах, в частности в Салоне Независимых. Его творчество уходит в сюрреализм.
Позже он начал снимать коммерческую фотографию, которая приносила неплохой доход. Его фотографии экспонируются на Всемирной выставке. Благодаря этой работе много путешествует по Европе. А в 1933 году он встречается в Париже со своим младшим братом Ильей Ильфом, с которым, объединенные общей любовью к фото, немного поездили по Франции.
7 января 1934 года Илья Ильф писал в письме своей жене о том, что они с Александром съездили в Руан, посмотрели на собор и съели утку.
Что же это за птица, удостоившаяся отдельного упоминания? Это знаменитое блюдо готовят из дюклерской утки, которую забивают и жарят по особой технологии – из нее не выпускают кровь. А готовить ее имеют право специально обученные люди “канарье”.
Когда началась Вторая мировая семья Фазини остались в Париже. 16 июля 1942 году его с Азой арестовали ов ремя облавы «Вель д’Ив», а мастерскую художника разгромили. Через неделю их департировали в Аушвиц, где по разным данным расстреляли, или в 1942 или в 1944 году.
О Фазини собрано немало интересных материалов. Его биографию изучают Евгений Деменок, Алена Яворская, о нем писали Ростислав Александров и Сергей Лущик.
Материалы о Сандро Фазини:
Александра Ильф “Сандро Фазини. Фотографии художника -кубиста”.
Если повезет найти (тираж 350 экз.), почитайте книгу Александры Ильиничны Ильф “Фазини: 1893-1944”
Валентин Крапива “Одесские кафе поэтов”
Евгений Деменок “Футуристы в Одессе”
Алена Яворская “Ах, Александр Сердцевич”