Яйца во всемирной истории живописи
Мы не будем искать ответа, что же было вначале: курица или яйцо. На этот вопос пусть отвечают философы или биологи. Думаю, что для художников, яйца – прежде всего, рабочий инструмент. Именно на них они растирали когда то свои краски.
Начну с Брейгелей. Старшего и Младшего, моих любимых средневековых художников-затейников)
Брейгель Страший в своей “Старне лентяев” изображает танцующее яйцо всмятку)
А Брейгель Питер Младший – показал нам “Танец с яйцами”.
На картине изображен популярный в старые времена танец, в таверне во время Пасхальных праздников. Оказывается, существовало два вида этих танцев – парный и одиночный. В одиночном, танцор находящийся в маленьком, нарисованном мелом кружке должен был не покидая его достать яйцо из миски, после чего накрыть его той же миской и не разбить.
Этот же сюжет изображен на картине нидерландского художника Корнелиса Сафтлевена.
А вот тут показан массовый танец с яйцами. Примечательно, что данная сцена запечетлена в борделе, скорее всего Амстердамском, ведь именно там родился и жил художник Питер Артстен.
Данная традиция существовала очень долго. Вот, например работа британского художника Джона Кольера.
Но хватит о танцах. Тем более, что раздавленные яйца уже не съешь) Но тема разбитых яиц не закрыта. Художники еще не раз будут к ней возвращаться.
Так Жан Батист Грез изобразил в 1756 году жанровую сценку для аббата Гужено. Забавлят самый младший персонаж – малыш пытается “починить” разбитое яйцо. А второй мужчина в этом сюжете – сын хозяйки, который, собственно и перевернул корзину с яйцами, принесенную служанкой. Парень кокетливо выставил ножку, видимо, он очень хотел понравится девушке) Эту работу можно увидеть в Метрополитен музее, в Нью-Йорке.
Говорят, что художника вдохновила на создание этой картины работа голландского художника Франса ван Мириса-старшего, написанная веком ранее.
Кстати, не все так просто с этим яйцами. Искусствоведы утверждают, что все они – символ потерянной невинности. Именно так прочитывали эти образы в прежние века.
О невинности, непорочном зачатии и новой жизни говорит и страусиное яйцо, изображенное над головой Мадонны на картине итальянского художника Пьер-делла Франческа “Алтарь Монтефельтро”. Работа была написана по заказу Федериго да Монтефельтро в память об умершей после родов жене. Кроме всего, страусиное яйцо явлется еще и символом рода Монтефельтро.
А в этой работе, думаю, неизвестный автор также хотел изобразить женщину, но почему то не решился и тогда возникла эта рыжая лиса, которую кто то очень сильно разозлил)
Образ женщины с яйцами еще долгое время будоражил фантазию художников
Совсем другие смыслы разбитые яйца приобретают позже. Например, у Дали – это символ возрождения, чего то нового. Более того, в одном из своих фильмов, сам Дали является нам из яйца.
Конечно, целый пласт картин с яйцами связан с пасхальной тематикой. О танцах с яйцами мы уже вспомнили, а были еще игры, трапезы и яйца в качестве украшение праздничного стола.
Со временем яйца стали элементами натюрмортов
Но всегда были и те, для кого яйца были всего-лишь яйцами) Или мне это только так кажется?
Но вопросы первичности и другие философские темы вокруг яйца, все равно не дают покоя творцам ))
А эта история о том, что нам еще предстоит еще много открытий.
В 2018 году была найдена картина художницы Микаэлины Вотье , которая жила в 1604 (1617) – 1689 годах в Брюсселе. Работа называется “Каждому свое”. На полотне изображены двое мальчиков, один из которых ест яйцо всмятку, а второй пытается его отобрать. Картина находилась в частной коллекции и лишь недавно кто то решил ее продать. Так она попала в руки к экспертке Катлин ван дер Стигелен , которая установила авторство Микаэлины на основе стилистического сходства с другими ее работами.
Также было установлено, что сюжет, скорее всего иллюстрирует старую фламандскую пословицу. Картина с подобным названием нашли у голландского художника Готфрида Схалкена. Она написана между 1670 и 1675 годами. На ней один мальчик ест яйцо, а другой – похлебку.
Найденные сведения подняли стоимость картины в восемь раз! На аукционе ее купили за 486 400 евро. Но это еще не все. Специалисты утверждают, что существует еще одна радбота Микаэлины с яйцами. Во французском аукционном каталоге конца XIX века указана серия «Пять чувств». На картине «Запах», согласно описанию, был нарисован «мальчик в войлочной шапке и серой блузе, показывающий жестом, что яйцо, кончик которого он только что разбил, далеко от свежести». Маловероятно, что имеется в виду нынешняя картина. Работа из серии «Пять чувств» была вертикального, а не горизонтального формата, да и мальчик там, судя по описанию, был один.
Кстати, благодаря найденной работе вырос интерес к этой художнице (женщин-художниц было ничтожно мало в те времена и их имен мы практически не знаем) и в том же 2018 году прошла первая выставка ее работ.
Ну и закончить я хочу двумя работами еще одного моего любимого “затейника” – Иеронима Босха.
“Концерт в яйце” и фрагментом из “Сада земных наслаждений”.
Кажется, символично вышло) Тем более, что эта часть стала обложкой девятого альбома “Назад в яйцо” Пола Маккартни в 1979 году. Альбом 25 недель продержался в чарте американского Billboard 200. Но это уже другая история.